Россия, Красноярский край
Телефон:
+7 (963) 181-32-.. Показать номер
whatsapp telegram vk email

Как «раздушить» лодочный мотор и получить больше мощности?

image
image
image
image

1. Подвесные двигатели HANGKAI для водного транспорта – это качественная заводская техника китайского производства. Но в силу неправильной эксплуатации или продолжительного срока службы и у этих двигателей могут возникать неполадки, например: > Не крутит стартер. > Не заводится мотор при рабочем стартере. > Не держит холостые обороты и глохнет. > Идет сильная вибрация. > Не тянет при наборе скорости. Эти неисправности могут возникнуть как по вине дефектных деталей фирмы HANGKAI, что бывает очень редко и ремонтируется у дилера. Так и по вине владельца, когда в процессе эксплуатации используется бензин не надлежащего качества или масло с присадками, вовремя не контролируется износ деталей, не проводится предэксплуатационная диагностика, а также присутствует неправильная перевозка и хранение агрегата.

Как поднять лодочный мотор на транце

Установка лодочного мотора на транец лодки. Увеличение высоты транца. Если исходить из инструкции по установке мотора на лодку, то лодочный подвесной мотор желательно устанавливать так, чтобы расстояние от антикавитационной плиты мотора до уровня днища лодки было в пределах от 0 до 25 миллиметров.

Именно при таких условиях, с учетом горизонтального положения мотора при глиссере, то есть антикавитационная плита будет иметь строго горизонтальное положение, скорость лодки будет иметь максимальные значения, выход на глиссер будет намного быстрее и забрызгивание в лодку уменьшится до минимума.

Чтобы убедиться в этом мы решили провести эксперимент по поднятию транца для комплекта Кайман-330 (2004 года) и мотора Тохатсу 9,8 (2011 года). В первую очередь нужно было измерить, какое же расстояние от антикавитационной плиты до днища у этого комплекта. В гаражных условиях измерения показали, что расстояние составляет 4,5 сантиметра. То есть, исходя из требований инструкции по установке мотора, необходимо было поднять транец как минимум на 2 сантиметра.

Сразу заметим, что при эксплуатации этого комплекта лодка очень хорошо выходила в режим глиссирования что с двумя пассажирами, что с одним, без «кобры». Сильных забрызгиваний в лодку не наблюдалось, разве что при сбросе скорости после глиссирования.

Но дело принципа, эксперимент необходимо было провести, чтобы убедиться, что же мы потеряем, если не поднимем транец до указанных величин.

Чтобы не вносить в конструкцию лодки необратимых изменений мы приготовили подкладку из жесткой резины высотой 2 сантиметра. То есть, подставив ее под мотор, мы поднимем антикавитационную плиту до величины 2, 5 сантиметра от уровня днища лодки.

Естественно, для точности результатов эксперимента воспользуемся GPS навигатором. Что будем проверять? Во-первых, выход в режим глиссирования на прогретом двигателе (в секундах), во-вторых, максимальную скорость с подкладкой на транце и без нее (по GPS навигатору), в-третьих, наличие забрызгивания в лодку (визуально).

Чтобы исключить влияние течения и ветра, то измерения будем проводить на водоеме без течения при движении по ветру. Ветер, правда, был небольшой.

На воде ставить прокладку под мотор было бы затруднительно, поэтому прокладку поставили сразу, еще на берегу, прогрели мотор и выехали на исходную точку.

Выход на глиссер с подкладкой. Видео сверху. При плавном наборе скорости время выхода в режим глиссирования составил 4 секунды. Шлейф за лодкой без «бурунов» и сильных брызг. Скорость по навигатору на полном газу составила 30 километров в час.

image

Вернулись в исходную точку. Ослабив крепление мотора вытащили подкладку.

Выход на глиссер без подкладки. Результат аналогичный – 4 секунды. Шлейф за лодкой абсолютно аналогичный, скорость – 30 километров в час.

Исходя из испытаний, можно прийти к выводу, что на данном комплекте лодка-мотор, подъем высоты транца нецелесообразен.

Получилось, как в лабораторной работе:))

Но, как вы понимаете, все это довольно индивидуально. Имея другую лодку или мотор, результаты будут совершенно другими. Поэтому обязательно пробуйте, если есть сомнения. Один из моих знакомых с комплектом Дека -290 и Меркури 5 имел разницу в 6 сантиметров. Подняв транец на 2 сантиметра, ощутил достаточно существенную прибавку к скорости движения и выходу в режим глиссирования.

Оригинальность текста заверена Яндексом 23.09.13

Еще о моторах читайте статьи и книги в разделе «Моторы»

Тюнинг

Распространенной доработкой лодочных двигателей является оклейка внутренней части верхнего кожуха шумоизоляционным материалом. Корпус изготовлен из тонкого пластика, который под воздействием вибрационных и тепловых нагрузок начинает трескаться и расслаиваться, поэтому наклеенный слой материала увеличивает прочность. Листы материала выкраиваются по бумажным лекалам.

Для изменения частоты вращения на лодочных силовых агрегатах используется отдельный рычаг, движущийся в пазе, выполненном в пластиковой панели. Из-за разницы в размерах деталей имеется риск заклинивания рычага или некорректной реакции мотора на управление. Рекомендуется доработать ограничительный штифт, который не позволит доводить рычаг сектора газа до края щели.

Еще одним элементом тюнинга является вынос кнопки останова мотора на торцовую часть румпеля. Для доработки используется дополнительная клавиша с влагозащищенным корпусом, кабели подсоединяются к электронному контроллеру системы зажигания. Штатная клавиша блокировки запуска силового агрегата выносится на фронтальный пластиковый экран. К выключателю подсоединяется тросик, который прикрепляется к поясу или запястью. При падении человека за борт шнур выдергивает предохранительный элемент, и мотор автоматически останавливается.

Как поднять лодочный мотор на транце

Установка двигателя. Советы специалиста.

Поразительно, насколько два совершенно идентичных лодочных двигателя ведут себя по-разному на, казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер дает пояснения и ценные советы по установке и настройке двигателя.

Его подход несколько отличается от традиционной методики, изложенной в русских книгах. Однако зачастую, именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.

Признайтесь, что не раз удивлялись тому, насколько по-разному ведут себя на воде два идентичных лодочных мотора на практически одинаковых лодках.

В отличие от автомобилей или пластиковых лодочек, изготавливаемых методом штамповки и потому так похожих в движении и с мотором и под веслами, подвесные двигатели собираются вручную, впрочем, также как и надувные лодки. Поэтому и надувные лодки на воде то же ведут себя по-разному.

Одна из причин определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки мотора на лодку каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является длительной процедурой. Большинство изготовителей надувных лодок и, особенно RIB лодок, заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления мотора, указывая пользователю, что это лучшее место крепления мотора. Однако, признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надежную надувную лодку, мы не можем быть уверены в том, что изготовитель лодки одновременно является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как RIB-лодка.

Есть специалисты, вооруженные лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на рекордных скоростях. Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит его на транце повыше, причем сместит его поближе к правому борту, что и обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна на гонках, но такая навеска мотора не всегда может быть наилучшей.

FAQ

Может ли увеличение скорости сказаться на износе деталей мотора?

— Да, если мотор не был по заводским характеристикам предназначен для такой мощности. Движение на больших скоростях скажется на состоянии запчастей, расшатывании гаек и болтов.

Есть ли специализированные сервисы, занимающиеся тюнингом моторов?

— Да, такие есть. Их контакты можно найти в интернете или в социальных сетях. Цены будут зависеть от модели мотора и желаемого увеличения характеристик.

Кавитация и защита от нее

Кавитацией называют процесс образования в потоке жидкости пузырьков, содержащих состоящий из этой же жидкости пар, с последующим их схлопыванием, которое сопровождается образованием ударной волны. Такое явление в случае с плавательными средствами возникает на гребных винтах, где вследствие увеличения скорости жидкости происходит локальное понижение давления, что и является условием для возникновения кавитации.

Антикавитационная плита это важный компонент защиты гребного винта и всего двигателя от вредоносного воздействия газовых пузырьков. Они наносят урон материалу, с которым соприкасаются двумя путями – с одной стороны это действие горячего газа, с другой же стороны повреждения наносятся образующейся в момент схлопывания пузырька ударной волной.

В случае, если гребной винт погружается в воду неглубоко (что характерно для надувных лодок, а также небольших катеров), он может захватывать воздух с поверхности, следствием чего будет возникновение кавитации. Антикавитационная плита препятствует этому процессу.

Особенности крепления транца

По способу крепления к лодке, транец может быть навесным и стационарным. Навесные варианты в большинстве случаев используются под двигатели сравнительно небольшой мощности, так как такое крепление не способно выдерживать значительные нагрузки. Есть несколько способов, которыми могут крепиться навесные транцы:

  • Фиксация при помощи жестких скоб к расположенному в корме баллону. Пока лодка не полностью надута, крепления надевают на баллон, после чего полностью надувают плавательное средство. Давление воздуха хорошо держит транец в заданном положении. Однако этот способ используется все реже и реже, так как при малейшем падении давления и транец, и соответственно двигатель получают подвижность.
  • Две ленты из поливинилхлорида, имеющие отверстия для шнуровки. Транец в таком случае одной плоскостью упирается в корму, и дополнительно крепится полоской из прочного ПВХ материала, находясь в ней как в своеобразном кармане. Способ встречается достаточно часто, так как используется многими производителями лодок.
  • Посредством специальных пластиковых креплений, приклеенных к кормовой части плавательного средства.Это также распространенный вариант, отличающийся простотой и надежностью, поэтому и используется многими производителями.

На некоторых плавательных средствах установлен стационарный транец. Вследствие большей прочности конструкции становится возможной установка мотора большей мощности, чем в случае с навесными. Однако следует учитывать, что высота транца не будет подходить под все моторы, и в ряде случаев возникает вопрос, как подогнать мотор под лодку. Стационарные конструкции могут крепиться следующим образом:

  • При помощи кронштейнов к днищу лодки и бортам. Данный способ в состоянии выдерживать даже нагрузки и вибрацию, создаваемые достаточно мощными двигателями.

Нередко транец расположен под небольшим углом к оси баллонов. Это конструкционная особенность, обеспечивающая нормальные условия для работы двигателя при перемещении лодки в глиссирующем режиме.

Правильная установка лодочного мотора — подбор высоты транца и угла наклона

Рано или поздно многие увлеченные рыболовы все же покупают лодки и моторы к ним. Такая покупка существенно расширяет возможности рыбака как в плане поиска удачных мест, так и в плане способов ловли – тот же троллинг, который считается столь эффективным при охоте на хищника, возможен лишь при наличии плавательного средства с двигателем.

Однако перед покупкой стоит изучить все особенности, касающиеся установки мотора на лодку, такие как, к примеру, высота транца под конкретный двигатель, угол наклона, предпочтительный способ крепления транца, и многие другие параметры. К примеру, при отсутствии антикавитационной плиты сначала могут возникать повреждения гребного винта, а дальше без замены этой детали будут страдать и другие узлы двигателя, и в скором времени может понадобиться далеко не дешевый ремонт. Поэтому установка лодочного мотора на лодку по возможности должна выполняться человеком, имеющим в этом деле хоть какой-то опыт.

Расчет мощности двигателей

Скольжение по воде считается высшим пилотажем для судна и того, кто им управляет. Если лодка смогла выйти на режим глиссирования, идет плавно по водной глади и не сопротивляется движению, мощность мотора выбрана правильно.

Это не просто экономичный способ передвижения, но и эстетичный. А для любителей активного отдыха на воде красота и внешний вид играют не последнюю роль.

При наличии мотора с пятью «лошадками» и общим весом в центнер выйти на желаемый режим невозможно. Готовые блеснуть красным словцом утверждают обратное. Но это противоречит чувству логики, поскольку человек вместе с лодкой весит явно больше ста килограммов.

Поэтому приходится прибегать к способу, при котором станет реальным увеличение мощности лодочного мотора.

Кавитация и защита от нее

Кавитацией называют процесс образования в потоке жидкости пузырьков, содержащих состоящий из этой же жидкости пар, с последующим их схлопыванием, которое сопровождается образованием ударной волны. Такое явление в случае с плавательными средствами возникает на гребных винтах, где вследствие увеличения скорости жидкости происходит локальное понижение давления, что и является условием для возникновения кавитации.

Антикавитационная плита это важный компонент защиты гребного винта и всего двигателя от вредоносного воздействия газовых пузырьков. Они наносят урон материалу, с которым соприкасаются двумя путями – с одной стороны это действие горячего газа, с другой же стороны повреждения наносятся образующейся в момент схлопывания пузырька ударной волной.

В случае, если гребной винт погружается в воду неглубоко (что характерно для надувных лодок, а также небольших катеров), он может захватывать воздух с поверхности, следствием чего будет возникновение кавитации. Антикавитационная плита препятствует этому процессу.

Особенности крепления транца

По способу крепления к лодке, транец может быть навесным и стационарным. Навесные варианты в большинстве случаев используются под двигатели сравнительно небольшой мощности, так как такое крепление не способно выдерживать значительные нагрузки. Есть несколько способов, которыми могут крепиться навесные транцы:

  • Фиксация при помощи жестких скоб к расположенному в корме баллону. Пока лодка не полностью надута, крепления надевают на баллон, после чего полностью надувают плавательное средство. Давление воздуха хорошо держит транец в заданном положении. Однако этот способ используется все реже и реже, так как при малейшем падении давления и транец, и соответственно двигатель получают подвижность.
  • Две ленты из поливинилхлорида, имеющие отверстия для шнуровки. Транец в таком случае одной плоскостью упирается в корму, и дополнительно крепится полоской из прочного ПВХ материала, находясь в ней как в своеобразном кармане. Способ встречается достаточно часто, так как используется многими производителями лодок.
  • Посредством специальных пластиковых креплений, приклеенных к кормовой части плавательного средства.Это также распространенный вариант, отличающийся простотой и надежностью, поэтому и используется многими производителями.

На некоторых плавательных средствах установлен стационарный транец. Вследствие большей прочности конструкции становится возможной установка мотора большей мощности, чем в случае с навесными. Однако следует учитывать, что высота транца не будет подходить под все моторы, и в ряде случаев возникает вопрос, как подогнать мотор под лодку. Стационарные конструкции могут крепиться следующим образом:

  • При помощи кронштейнов к днищу лодки и бортам. Данный способ в состоянии выдерживать даже нагрузки и вибрацию, создаваемые достаточно мощными двигателями.
  • С помощью поливинилхлоридных лент к днищу и бортам. Способ также получил значительное распространение, однако его устойчивость к вибрации и сильным нагрузкам хуже, а значит мощные моторы лучше не использовать.

Фото 1. Мотор на невысоком транце.

Прошивка чипа

У некоторых 4-тактных моторов нет никаких заглушек или ограничителей. Это отнюдь не значит, что двигатель работает в полную силу. Все дело в электронной начинке: характеристики регулируются с помощью специального чипа. Здесь руками уже мало что сделаешь. Работа с электроникой требует знаний и опыта.

Можно поискать специальный сервис или умельца. Они перепрошьют и проверят мотор. Самостоятельно работать с электронной начинкой без навыков программирования нет смысла.

Угол наклона

Имеет значение и наклон двигателя по вертикальной оси. Большинство моделей моторов обеспечивают возможность регулировки этого угла прямо на воде, так как это может понадобиться в случае изменения количества перевозимого груза. Следует также учитывать и конструкционные особенности разных моделей лодок.

Признаками того, что угол наклона в конкретном случае выбран неправильно, и его нужно подбирать опытным путем, может быть:

  • При движении нос лодки поднимается слишком высоко относительно поверхности воды. Это приводит к снижению управляемости и устойчивости, а при достаточной мощности мотора плавательное средство может и опрокинуться.
  • В другом случае нос лодки при движении как бы «упирается» в поверхность воды. Это также приводит к плохой управляемости и устойчивости, плавательное средство теряет скорость. Нагрузка же на двигатель значительно возрастает.

Фото 2. Баланс лодки и мотора очень важен.

Увеличение силы движка – миф или реальность?

Выжать из имеющегося мотора больше, чем заявил производитель, вполне реально. Как правило, корректировке поддаются агрегаты иностранного производства. Изготовители выпускают для лодки двигатели высокой мощности с поставленными ограничителями.

  • Для производителей это удобно тем, что можно преподнести одну модель в различных модификациях. В таком случае вес, параметры, количество тактов будут равные, а разной лишь мощность.
  • Соблюдение законов об охране окружающей среды обязывает устанавливать ограничители. Избыток вредных выхлопов жестко контролируется в большинстве европейских стран.

Российские потребители часто используют ход иностранцев в свою пользу и закупают лодочные моторы подешевле. Затем они убирают ограничители и заставляют их работать на полную силу, следуя привычным схемам.

  • Известные способы форсирования движка;
  • Переделка зазоров клапанов;
  • Технология расточки диффузора карбюратора и другие методы.

По большому счету у каждого мотора для катера или лодки есть потенциал и его можно разогнать. Но на деле не всякий выдержит вмешательство в заводскую схему.

Возможные способы изменения высоты транца

Высота транца определяет глубину, на которую заглубляется гребной винт. Правильной работы двигателя при слишком большом или наоборот, слишком малом заглублении достичь не удастся, а значит в ряде случаев установка подвесного мотора на лодку потребует регулировки высоты транца под лодочный мотор.

В случае слишком большого заглубления, при движении мотор испытывает слишком большое сопротивление воды, что отрицательно сказывается на скорости передвижения лодки, а также может приводить к преждевременному износу узлов двигателя. Считается, что нормальным значением является расстояние от днища плавательного средства до антикавитанционной плиты не более 1 дюйма (примерно 25 миллиметров).Поднять на небольшую высоту двигатель можно при помощи дополнительных прокладок, однако в случае слишком большого заглубления более простым решением может оказаться смена транца на более высокий или замена мотора на более подходящий.

Фото 3. Лодка с высоким транцем.

Слишком малое погружение также снижает эффективность работы и срок службы мотора. Винт начинает захватывать воздух, возникает кавитация. Так как он начинает вращаться не в воде, а в водно-воздушной среде, происходит рост количества оборотов двигателя, что в конечном итоге ведет к перегреву, а также кавитационному разрушению гребного винта. Изменить заглубление можно либо заменой транца (или мотора на более подходящий для конкретного транца и лодки), либо немного надпилив имеющийся.

Ссылка на основную публикацию
Похожее