Сегодня предлагаем тему: «лучшие способы крепления датчика эхолота на лодку» от профессиональных рыболовов. Мы старались максимально полно раскрыть тему. Все вопросы вы можете задавать в комментариях после статьи.
Эхолотом на современной рыбалке уже никого не удивить, он стал полноправным элементом рыбацкой экипировки. Однако, у рыболовов, которые впервые сталкиваются с применением подобных гаджетов, возникает немало вопросов по различным аспектам их использования. Один из самых частых – крепление датчика эхолота.
Современные приборы эхолокации часто уже содержат в комплекте держатель датчика эхолота, но бывают ситуации, когда необходимо другое решение проблемы, например:
- нестандартное плавательное средство;
- несовместимые параметры держателя прибора и транца;
- отсутствие транца в весельных ПВХ и резиновых лодках;
- наличие нескольких плавсредств, различных по конструктивным особенностям;
- и так далее.
Все крепления трансдьюсеров, так еще называют эхолотные датчики, можно разделить на две категории по способу установки:
- на струбцинах;
- на присосках;
- постоянно на клею;
- на элементах, плавающих в воде.
Самыми популярными являются металлические крепления для эхолотов, выполненные наподобие строительных струбцин со штангами и зажимными винтами. Если вы владеете стандартной ПВХ, резиновой или пластиковой лодкой, то наверняка сможете подобрать себе модель, изготовленную какой-либо фирмой. В случае если держатель датчика эхолота, подходящий для вашего комплекта эхолот-лодка, отсутствует в магазине, или в вас живет Кулибин, можно соорудить этот важный элемент и своими руками в домашней мастерской.
Некоторые модели эхолотов снабжают присосками. Это крепление датчика эхолота может быть выполнено как на транец лодки, так и к его днищу.
Для весельных резиновых лодок можно порекомендовать прикрепить держатель датчика эхолота к какому-либо плавающему на поверхности воды предмету, например, к незаменимой пластиковой бутылке.
Большинство производимых крепежей состоит из трех основных элементов:
- Струбцина. С ее помощью производится крепление датчика эхолота к транцу ПВХ или резиновой лодки или к борту пластиковой или деревянной.
- Кронштейн. Соединяет струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Позволяет регулировать высоту установки трансдьюсера.
- Узел монтажа. Это место, где трансдьюсер крепят на кронштейн.
В струбцине для перемещения кронштейна предусматривается дополнительный винт для фиксации. Ослабляя этот винт, мы сможем перемещать кронштейн вверх-вниз для выбора лучшей глубины установки трансдьюсера. На конце кронштейна предусмотрены петли или ушки для непосредственной установки трансдьюсера.
Струбцина должна надежно крепиться к транцу, исключая любые колебания конструкции во избежание некорректной работы эхолота.
Высота расположения трансдьюсера относительно поверхности воды очень важна. Дело в том, что при движении лодки образуются различные завихрения воды, а это приводит к появлению под водой, в том числе и в месте расположения датчика, пузырьков воздуха. А вот они в свою очередь могут привести к неприятным последствиям.
Если воздушная прослойка будет возникать между трансдьюсером и водой, это может вызвать:
- некорректную работу, как датчика, так и всего прибора;
- неправильной отображение картины исследуемого дна;
- помехи в отображении картинки на дисплее эхолота.
В связи с тем, что при движении лодки угол между ее днищем и поверхностью воды изменяется по отношению к статичному положению, необходимым условием установки будет возможность регулировки угла поворота между трансдьюсером и кронштейном. Только так можно будет с точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно поверхности воды.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать необходимые требования к монтажу трансдьюсера, это относиться и к конструкциям, сделанным своими руками. Держатель датчика эхолота должен иметь:
- Надежное крепление, исключающее малейшую вибрацию и колебания датчика.
- Корректировку угла наклона датчика относительно поверхности воды.
- Корректировку глубины установки трансдьюсера.
Такие же требования можно предъявить и к присосочным держателям. Глубину погружения датчика в этом случае можно менять, «присасываясь» далше или ближе к поверхности воды.
Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.
Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.
В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:
- К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
- Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
- Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
- Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.
Дешево и сердито!
Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:
- металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
- металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
- два хомута;
- струбцина;
- резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
- болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
- шплинт.
Последовательность изготовления крепления своими руками:
- Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
- Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
- Нижний конец металлопластика расплющиваем.
- Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
- Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
- Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
- Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
- Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
- К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
- Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.
Вот так быстро и совсем не дорого можно изготовить надежный и удобный держатель.
«Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!»
С установкой датчика эхолота всё совершенно так же. От грамотного расположения датчика эхолота зависит правильность показаний эхолота. Так же надо обратить внимание на доступность изнутри корпуса к месту установки датчика. С наружной стороны выбирать место наименее уязвимое при посадке судна на мель, что бы избежать повреждения датчика. Установка датчика эхолота сквозь корпус всегда сопряжена с трудностями выравнивания горизонта положения датчика, для этих целей применяются прокладки изготавливаемые производителем или их можно изготовить самостоятельно. Для изготовления прокладок можно использовать прессованный гетинакс, он устойчив к длительному воздействию воды и хорошо обрабатывается, имеет малую степень расширения.
Установка прибора
Основные монтажные работы по креплению эхолота производятся внутри корпуса. Это наиболее надежная конфигурация установки, но она возможна только в случае если корпус катера однослойный. Монтаж выполняется двумя способами: посредством крепежей и эпоксидного клея. Желательно использовать одновременно два средства, что добавит прочности конструкции. На внутренней стороне корпуса также устанавливается платформа, соответствующая по схеме расположения отверстий основной внешней базе. При необходимости можно вывести и дополнительные коммуникации в нишу конструкции.
Теперь следует ответить на другой вопрос: как установить эхолот на катер, чтобы он допускал минимум помех? К сожалению, заранее просчитать воздействие шумов на сигнал сложно. Однако их уровень можно снизить, если рядом с техникой и в подкорпусной нише исключить прохождение сторонней проводки. Монтаж осуществляется винтами, после того как панель изнутри будет корректно установлена и зафиксирована эпоксидным клеем. Важно подчеркнуть, что силикон в этом случае не применяется, поскольку аналогичные составы тоже негативно сказываются на качестве приема сигналов.
⛵ Кавитация
Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости, либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения. Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация способна разрушать поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.
Правильно выбираем спиннинг
Строй — очень важная характеристика удилища!
Выбирают спиннинг небольшой длины, хоть это и снижает дальность заброса, но это не так важно при ловле с лодки. У спиннинга мощность (толщина нижней части) и тест должны быть сбалансированные, но при малой длине этого сложно добиться при телескопическом удилище
Соединение колен удилища не должно иметь люфтов и должно быть без деформации
У спиннинга мощность (толщина нижней части) и тест должны быть сбалансированные, но при малой длине этого сложно добиться при телескопическом удилище. Соединение колен удилища не должно иметь люфтов и должно быть без деформации.
Для ловли с лодки подойдет штекерное удилище из карбона (графит, углепластик, углеволокно) с металлокерамическими кольцами (например, оксид алюминия). Кольца расположены по одно прямой и не иметь ни единого скола и шероховатости.
Резиновая рукоять спиннинга должна иметь вставку из пробкового дерева.
Тест спиннинга должен соответствовать весу блесны (воблера, джиг-головки). Нижняя граница указывает минимальный вес наживки, а верхняя граница максимально придельный вес приманки. Лучше выбирать удилище с тестом в 5 – 25 г.
Кстати, в продаже можно увидеть удилища, на которых указан рекомендуемый диапазон лесок с нагрузкой на разрыв.
В зависимости от вида рыбы можно привести таблицу, для более упрощенного подбора удилища:
Вид рыбы | Длина спиннинга для ловли с лодки, м | Тест удилища, г | |
При среднем весе рыбы | Для максимально большой особи | ||
Окунь | 1,8 | 2-10 | 5-20 |
Щука | 2,4 | 10-40 | 30-60 |
Судак | 2,1 | 10-30 | 20-40 |
Голавль | 2,1 | 5-20 | 10-30 |
Лосось | 2,5 | 20-40 | 30-80 |
Жерех (Шереспер) | 2,4 | 10-30 | 20-40 |
Сом | 2,4 | 30-60 | 50-100 |
Отдельно разберем длину спиннинга
Как видите спиннинг длинной от 1,80 м до 2,40 м вполне достаточно, ну а при ловле с небольшой резиновой лодки можно и ещё покороче – 1,6-2,1м. Приведем несколько примеров.
Ловля на воблер:
- Медленный или средний (Regular Fast, Regular, Mod-Fast, Moderate) строй с легким удилищем.
- Ловля на воблер-минноу. Строй быстрый (fast) или сверхбыстрый (extra fast). Длина спиннинга 1,8 – 2,1 м, с тестом 5-14 г. (воблер 3-7 см в длину), 5-25 г. (для крупных воблеров).
Джиговый спиннинг. Здесь возможно два варианта:
- На больших глубинах и течении. Легкий и жесткий с максимально быстрым строем (fast или extra fast). Длина 2,1 – 2,4 м. Тест 10 – 50 г.
- На озере. Строй средний с тестом 5 – 20, или быстрый с 5 -15 г. тестом, или сверхбыстрый с 3 – 12 г.
Читайте Аэросани для рыбалки своими руками
А также:
- Ловля на блесну. Медленный строй (Slow) с тестом 3-12, 5-15, 5-25 г.
- Ловля на джеркбейт. Средний строй (Regular Fast, Regular). Легкое удилище с длиной 1,6-2,1 м. Верхняя граница теста 100 – 150 г.