Недостатки
- Из минусов выделяют так называемую «аварийную плавучесть», она переворачивается вверх дном, затрудняя спасательные действия
- Большим недостатком является неустойчивость на воде
- Небольшая грузоподъемность
Фото лодки Малютка:
Могила героев. На Балтике найдена подводная лодка, погибшая в годы войны
Международная экспедиция обнаружила на дне Балтийского моря погибшую в 1944 году советскую подводную лодку М-96. Она лежит в северной части Нарвского залива на глубине 42 метра. АиФ.ru. выяснял, как погибла последняя из потерянных советских подлодок в границах РФ.
В период с 10 по 13 июля российская разведывательно-водолазная команда совместно с эстонской поисковой командой провела экспедицию, в результате которой была обнаружена подводная лодка М-96.
М-96 воевала на Балтике с 1941 года и участвовала во всех кампаниях Балтфлота, успев даже совершить боевой поход на Ладожское озеро. Боевые задания в основном состояли из ведения разведки у вражеских баз и высадки разведчиков в тылу врага.
В свой последний — седьмой — боевой поход М-96 вышла 7 сентября 1944 года. Лодка должна была преодолеть немецкое минное заграждение «Зееигель» и вести разведку в Нарвском заливе.
Статья по теме
«Душу свою за други своя». Как погибла атомная подводная лодка К-8 Вообще, именно минные заграждения были основным средством борьбы немцев с подводными лодками СССР в Балтийском море. К началу Второй мировой военные технологии — в первую очередь морские мины и системы их постановки — позволили использовать ограниченность выхода нашей страны из Финского залива. Если еще в начале XX века Россия могла отправить в Мировой океан из Кронштадта огромную эскадру, то в 1941 году многоуровневыми заграждениями из тысяч мин кригсмарине фактически заперли советских подводников в Финском заливе. Большинство потерь советских подводников приходится на морские мины. И одно из таких заграждений должна была преодолеть M-96.
Уйдя в море, лодка на связь больше не выходила и все эти годы считалась пропавшей без вести. Разведывательно-водолазная команда искала М-96 в территориальных водах Российской Федерации более трех лет, логично предполагая, что лодка погибла на заграждениях «Зееигель». Но корпус лодки обнаружен не был, и поиски продолжились совместно с эстонскими поисковиками из команды Maxstar Expedition, которые и обнаружили своим гидролокатором объект, похожий на подводную лодку. Характерные особенности и детали противоминной защиты подтвердили, что найденная подводная лодка — это М-96.
Судя по всему, лодка все же смогла форсировать все минные заграждения, вышла в район рекомендованной позиции и приступила к выполнению боевой задачи. При этом лодка смогла незаметно пройти мимо дежуривших в Нарвском заливе немецких кораблей.
Прокладка ценой в 39 жизней. Как горел первый советский атомоход К-3 Подробнее
Лодка погибла в надводном положении, вероятно, во время ночной зарядки аккумуляторных батарей. Машинный телеграф на мостике показывал команду «Полный вперед», руль поворота был повернут вправо, верхний рубочный люк открыт. Взрыв мины произошел под носовой частью лодки, переломив корпус. Вместе с подводной лодкой погибло 22 члена экипажа.
На основе анализа немецких документов российские историки предполагают, что, скорее всего, М-96 погибла 10 сентября 1944 в 3:48 ночи. Именно в это время немецкая подводная лодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.
М-96 была единственной подводной лодкой, потерянной Балтийским флотом в 1944 году.
Теперь в границах России не осталось затонувших советских подводных лодок.
История и цели создания
Изготовление первого алюминиевого образца датируется 1979 годом. Разрабатывалась Средне – Невским судостроительным заводом (СССР). Одноместная разборная алюминиевая лодка Малютка – создавалась с целью рыбалки, охоты в болотистых местностях и легкого прохождения заросших водоемов. Небольшой размер и компактная сборка помогут легко транспортировать ее в зарослях камыша и осоки.
Плавсредство обладает отличными маневренными качествами и простым управлением, а также легко помещается в багажном отделении автомобиля. Создана для безветренных мест. Снята с производства в 1985 году, ее заменила «Малютка – 3», новая более современная модель.
Для большей устойчивости и увеличения пассажировместимости, многие любители самостоятельно стали переделывать одноместную на более крупную двухместную. Благодаря этому плавсредство стала более пригодна для походов под мотором. И потому была подготовлена к выпуску двухместная «Малютка — 2». Получилась универсальный, секционный вариант мини-мотолодки.
Видео лодки Малютка:
Предназначение лодки
Лодка «Малютка» — идеальный вариант для рыбаков и охотников, занимающихся промыслом в заросших водоемах и болотистых местностях. За счет небольшого размера легко проходит сквозь заросли осоки и камышей, нет нужды волочь ее за собой, пробираясь через заводи с маленьким местом для разворота. Она компактная, легко помещается в багажнике автомобиля. Ее легко транспортировать с места на место.
Алюминиевая лодка «Малютка» легка и долговечна. Имеет место для одного пассажира. Есть и двухместная «Малютка-2», она больше своей предыдущей версии, подойдет для парной охоты и рыбалки. Такой подарок можно сделать мужу с сыном на двоих, если они разделяют любовь к водным прогулкам. Можно такую «Малютку» купить с другом, сложившись на ее приобретение. Таким способом удастся сэкономить деньги на наживу или новую удочку.
Таблица характеристик
«Малютка» | «Малютка — 2» | «Малютка — 3» | |
Максимальная длина (собранная) м | 1, 97 | 2,41 | 2 |
Ширина, м | 0, 80 | 1, 11 | 0, 84 |
Борт на миделе, высота, м | 0, 30 | 0, 4 | 0, 38 |
Общий вес полностью укомплектованной конструкции, кг | 20 | 36 | 23 |
Грузоподъемность (полезная), кг | 100 | 180 | 100 |
Объемы (сложенный вид) | 0, 8 – 0, 65 – 0, 3 | 0, 92 – 1, 11 – 0, 45 | 0, 88 – 0, 7 – 0, 42 |
Лёгкая алюминиевая лодка «Малютка», новая в Москве
с 2000 года специализируется на изготовлении различных моделей алюминиевых лодок. Технические характеристики лодок «Малютка»: Длина стандартная- 2.6 метра, 2.9 метра или 3.1 метра Ширина наибольшая, м- 1,03 Высота борта на миделе, м- 0,38 Высота транца в диаметральной плоскости, м- 0,34 Пассажировместимость, чел.- 2 Грузоподъемность, кг- 200-218 Масса лодки с оборудованием и снаряжением (без мотора) кг- 18-22 Допустимая мощность подвесного мотора, л. с.- не более 5 Вёсла с уключинами и подуключинами- в комплекте Перевозится на багажнике крыши, клёпаная, неразборная, Можно под мотор, с вёслами и сидениями, с пенопластовыми отсеками плавучести под сиденьями, с булями и без, с транцем или без, новая. Доставка по Москве- 3 тыс.рублей, в Московскую область- 4.5 тысячи рублей. Доступная доставка по всей России, в Белоруссию и Казахстан. Цена лодки без булей (крыльев)- от 41 тыс.рублей до 44 тыс.рублей в зависимости от длины лодки. Установка по бортам оригинальных несъёмных непроницаемых наделок в виде своего рода крыльев — булей, расширяющих кормовую часть лодки, повышающих остойчивость и безопасность- 11 тыс.рублей. Установка транца для использования подвесного мотора- 2 тыс.рублей. Звоните на наш бесплатный номер, и мы ответим на все ваши вопросы!
************************************************************************************ Наличие лодок и цена: Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.6 м. 41 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.6 м., с транцем 43 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.6 м., с булями 52 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.6 м., с транцем и булями 54 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.9 м. 43 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.9 м., с транцем 45 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.9 м., с булями 54 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 2.9 м., с транцем и булями 56 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 3,1 м. 44 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 3.1 м., с транцем 46 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 3.1 м., с булями 55 000 Алюминиевая лодка Малютка-Н 3.1 м., с транцем и булями 57 000
Алюминиевая лодка Романтика-Н 2.8 м. 56 000 Алюминиевая лодка Романтика-Н 2.8 м., с булями 67 000 Алюминиевая лодка Романтика-Н 3.0 м. 57 000 Алюминиевая лодка Романтика-Н 3.0 м., с булями 68 000 Алюминиевая лодка Романтика-Н 3.5 м. 67 000 Алюминиевая лодка Романтика-Н 3.5 м., с булями 78 000
Алюминиевая лодка Мста-Н 3 м. 73 000 Алюминиевая лодка Мста-Н 3 м., с булями 84 000 Алюминиевая лодка Мста-Н 3.5 м. 82 000 Алюминиевая лодка Мста-Н 3.5 м., с булями 93 000 Алюминиевая лодка Мста-Н 3.7 м. 88 000 Алюминиевая лодка Мста-Н 3.7 м., с булями 99 000
Внешний вид и особенности конструкции
Материалом для изготовления корпуса служит легкий по весу сплав АМг – 5, пластичность сплава позволяет применять его в изготовлении изделий методом холодной штамповки. Аргонодуговая сварка соединяет отдельные детали каркаса. Конструкция получилась прочной и жесткой, обеспечили данные характеристики шпангоуты (ребра жесткости). Толщина листов обшивки дюралюминия 1,5 мм.
Плавсредства имеет три секции, длина каждой составляет 0,65 м. Наибольшая точная ширина составляет 0,8 м. Габариты в собранном состоянии — 800мм х 650мм х 300мм и в собранном виде напоминает массивный чемодан. Собираются секции достаточно просто – передняя часть (носовая) вставляется внутрь кормовой, к ней прикрепляется средняя часть. При сборке секции крепятся между собой 18 гайками–барашками, устанавливаемых по фланцам. Водонепроницаемость – неоспоримое преимущество плавсредства. Соединенные между собой части конструкции не промокают из – за устанавливаемых по фланцам прокладок (специальная резиновая полоса).
Резкому крену в бок сопротивляется скуловой киль, но стоит отметить что данное решение разработчиков не сильно помогает остойчивости. Центр тяжести находится низко и обеспечивает ровное положение судна. Образец может похвастаться грузоподъемностью в сто килограмм, при собственном весе в пять раз меньше: масса с оборудованием и снабжением составляет 20 кг.
«Малютка — 2»
Усовершенствованное плавательное средство сохранило преимущество предыдущего образца, ключевое отличие — увеличенная грузоподъемность (180 кг) и пассажировместимость 2 человек. За счет этих изменений немного изменились габариты — длина увеличилась на 740 мм, ширина — на 310 мм, высота борта — на 100 мм и вес — с 20 на 36 кг. Также изменения коснулись и обводов — это обуславливает остойчивость плавсредство как при посадке пассажиров, так и на ходу.
Как и корпус предыдущей модели, он собирается из трех частей, изготовленных из легкого коррозионно-устойчивого алюминиево-магниевого сплава АМг — 5М. Толщина наружной обшивки — 1, 5 мм, транца — 2 мм. Внутренняя и наружная поверхности каркаса, весла и сиденья окрашиваются эмалью ПФ — 115 контрастных цветов, также предусмотрено несколько вариантов окраски.
Соединение частей между собой выполняется при помощи 18 шпилек, проходящих через жесткие фланцы, приваренные по стыкам секций, и 36 гаек-барашков. Прокладка из губчатой резины, которая укладывается между фланцами обеспечивает водонепроницаемость стыков.
Двухместную мотолодку, кроме стандартной комплектации первой модели, снабжают транцевой накладкой толщиной 40 мм (навешиваемой на транец при установке подвесного мотора) и двумя кронштейнами для крепления рыболовных удочек. Для возможности регулировки дифферента при различных вариантах нагрузки устанавливаются две пары подуключин, а сиденье гребца можно перемещать вдоль кормы.
«Малютка — 3»
Современная мотолодка отличается от первой образца улучшенным внешним видом и устойчивостью, которая была достигнута за счет незначительного расширения каркаса. Увеличение размеров привело к повышению веса на 3 кг, но преимущества новой модели с лихвой окупают ее утяжеление.
Мотолодку можно использовать на реках и в прибрежных зонах озер и водохранилищ, причем не только для рыбалки и охоты, но и для обучения гребле подростков, как судно для начинающих туристов, и как переносное средство переправы.
Значительно сократилось время сборки-разборки конструкции, уменьшение количества шпилек и гаек-барашков (12 шт. вместо 18). Конструкцию можно собрать примерно за полчаса, два фланца-шпангоута стягиваются так же надежно как и ранее, что не дает возможности попаданию воды во внутрь.
В отличие от первой версии, на новой образце нет скуловых килей, которые препятствовали резкому накренению, но доставляли массу неудобств рыболовам и охотникам при плавании по мелким и заросшим водоемам. На мотолодке можно без труда пройти по мелководью, пришвартоваться к отмелому берегу, пробраться по заросшему тростником и ряской затону. Вместо двух подуключин на новом образце всего одна, которая вынесена за борт, что бы вода с весел не стекала во внутрь.
«Малютки» вступают в строй
«Малютки» вступают в строй
Строительство первых подводных лодок XII серии началось на ленинградском (с 1 января 1937 г.- завод № 196 Народного комиссариата оборонной промышленности). Постройка велась секционным методом, то есть прочный корпус формировался из отдельных секций. При этом какой-либо перестройки производства не потребовалось – верфь располагала всеми необходимыми производственными мощностями и штатом высококвалифицированных специалистов. Задержки возникали, главным образом, из- за несвоевременных поставок контрагентами комплектующих узлов и деталей. Работы возглавляли опытные строители И.П.Леонов, Е.П.Корсак, А.А.Пономарев, А.М.Седин, А.В.Угрюмов и другие. Ответственным представителем ЦКБ-18 назначили инженера-конструктора В.И.Яковлева.
Хотя головной лодкой новой серии официально считалась С.88 (М-87), первой заложили С.89 (М-88) – 17 июня 1936 г., затем, 27 июня 1936 г. – С.90 (М-89) и только 10 сентября 1936 г.- С.88. Летом следующего года М-87 и М-88 спустили на воду, а осенью начались их ходовые испытания, подтвердившие, в целом, спецификационные элементы. К числу выявленных недостатков относились: повышенная шумность дифферентовочного насоса Д-4, вибрация перископа на полном ходу в подводном положении, в отдельных случаях – большое время продувания цистерны быстрого погружения (40 с вместо 10-15), стук кормовой кулачковой муфты и искрение глушителя. С таким недостатком как сильное зарывание носовой части на волнении приходилось мириться. Приемная комиссия (председатель капитан 1 ранга М.В.Лошманов) отмечала, что системы и механизмы на лодках XII серии отличаются простотой и надежностью и могут быть освоены в кратчайшие сроки. 25 декабря 1937 г. головные подводные лодки XII серии – М-87 и М-88 – вступили в строй.
Ограждение прочной рубки подводной лодки XII серии по проекту (вверху) и измененное
Ограждение прочной рубки подводной лодки XII серии. Вид с кормы
Вскоре после этого, 28 января 1938 г. командир 3-й бригады подводных лодок (БПЛ) КБФ капитан 1 ранга А.А.Пышнов направил Военному совету флота рапорт, в котором указывал, что при данной конструкции ограждения рубки управление подводной лодкой XII серии в надводном положении при волнении свыше 4-х баллов становится невозможным из-за сильного заливания. 17 февраля на совещании в ЦКБ-18 под председательством Б.М.Малинина рассмотрели новый вариант ограждения. Изменения выразились в следующем: площадку рулевого вместе с фальшбортом подняли на 1,2 м, а кормовую часть мостика оградили стационарными поручнями. Предварительные испытания в опытовом бассейне, проведенные в ЦНИИ-45 (в настоящее время – ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова) инженером Я.Е.Евграфовым показали, что новая форма ограждения рубки увеличивает сопротивление в подводном положении только на 2-3%, уменьшая остойчивость на 0,5 см. 20 апреля 1938 г. начальник 2-го Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности (НКОП) А.М.Редькин утвердил протокол совещания в ЦКБ-18. Переделку ограждений рубок на первых пяти лодках завод № 196 производил по дополнительному наряду УК ВМФ, на остальных – до предъявления лодок к испытаниям. Только на опытной подводной лодке С.92 ограждение рубки осталось без изменений.
Учитывая высокое качество сборки, дирекция завода считала излишним испытывать прочные корпуса в док-камере. С целью проверки прочности цельносварных конструкций 16 октября в районе Гогландского плеса подводную лодку М-91 опустили на гинях спасательного судна «Коммуна» на глубину 30 м. На борту лодки находились 8 человек из числа членов экипажа и заводских специалистов. В ночь с 16 на 17 октября спуск повторили, на этот раз без людей, на глубину 70 м. Лодка успешно выдержала испытания, и с этого времени на заводе перешли к гидравлическим испытаниям путем налива воды в отсеки. Следует отметить, что в годы войны лодки XII серии не раз демонстрировали прочность своих корпусов. Так, например, в 1942 г., М-172, из-за ошибки трюмного, «провалилась» на глубину 90 м, но благополучно всплыла на поверхность.
После подписания приемных актов лодки зачислялись в состав 26-го дивизиона подводных лодок (ДПЛ) 3-й БПЛ КБФ (командир-капитан-лейтенант Е.Г.Юнаков) и базировались на порт Ораниенбаум (г. Ломоносов). 15 октября 1938 г. произошла трагедия – М-90 (командир-капитан-лейтенант Климов), выходя из гавани, столкнулась в надводном положении с посыльным судном ЛК-1. Во втором отсеке, затопленном через пробоину, погибли 4 члена экипажа. Лодка получила дифферент на нос и уткнулась форштевнем в грунт. На следующий день спасательное судно «Коммуна» подняло М-90 и доставило на завод № 196. Аварийно-восстановительный ремонт продолжался с 25 октября 1938 г. по 15 мая 1939 г.
Летом 1939 г. руководство НК ВМФ приняло решение усилить подводные силы на Севере. Вступившие к этому времени в строй М-87, М-88, М-89, М-91, М-92 и М-93 с 15 мая по 18 июня совершили переход по Беломорско-Балтийскому каналу им. И.В.Сталина и 21 июня 1939 г. образовали 4-й дивизион БПЛ СФ. В составе 26-го ДПЛ КБФ осталась только М-90 (командир – старший лейтенант П.А.Сидоренко), которой довелось принять участие в интересном эксперименте.
Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. подводным лодкам КБФ пришлось действовать в условиях ледостава. Тогда-то и вспомнили о предложенном еще до войны старшим лейтенантом А.В.Лепешкиным «приборе для наблюдения с подводной лодки из- подо льда». 17 февраля 1940 г. Главный военный совет ВМФ, заслушав доклад изобретателя, одобрил конструкцию прибора и распорядился создать комиссию под председательством командира 3-й БПЛ КБФ капитана 2 ранга Н.И.Виноградова для его испытаний на подводной лодке М-90. Работы по переоборудованию велись на заводе № 196 под руководством командира БЧ-5 М-90 Н.И.Калушенкова. На тумбе перископа смонтировали так называемый «гидробур», на палубе надстройки установили две фермы с шипами в верхней части для предохранения лодки от удара об лед при всплытии. В ходе испытаний весной 1940 г. «гидробур», представлявший собой перевернутый «вверх ногами» крыльчатый двигатель Форт-Шнайдера, создавал струю воды, без труда размывавшую во льду отверстие, достаточное для прохода перископа. Главный военный совет ВМФ на заседании 15 мая 1940 г., признал, на основании доклада комиссии, прибор удачным, предложив устранить отдельные недостатки. В частности, предлагалось выполнить опоры заваливающимися для снижения сопротивления движению лодки в подводном положении. К сожалению, опыт не получил дальнейшего развития, по-видимому из-за отсутствия навигационных приборов для подледного плавания.
5 декабря 1940 г. были подписаны приемные акты М-102 и М-103 – последних из 14 лодок XII серии, построенных заводом № 196. В среднем, срок постройки составлял от года до полутора лет, что, в общем, соответствовало уровню советского предвоенного подводного кораблестроения.
В позиционном положении
Подводная лодка М-90, переоборудования для подледного плавания
Летом 1937 г. началась постройка подводных лодок XII серии в Горьком на ). Руководили производственным циклом начальники корпусного и монтажного участков П.П.Маркушев и П.Н.Светлов, строителями назначили Н.М.Бекова, В.А.Колотильщикова и Н.А.Третьякова. Из-за нехватки стапельной площади «малютки» строили сериями по 3 единицы, первую из которых (М-57, М-96 и М-97) заложили 26 июля 1937 г. Строительство велось, также как и в Ленинграде, секционным способом, но, из-за недостаточной высоты пролета сборочного цеха, прочные корпуса и рубки приходилось испытывать в док-камере раздельно и соединять их перед спуском на воду. Лодки, предназначенные для КБФ, сначала спускали на воду, а затем устанавливали в буксируемые плавучие доки. В начале октября 1938г. «балтийские» лодки М-96 и М-97, впервые в практике завода, установили, по проекту инженера А.П.Овчинникова, в один док, но по ряду причин их отправка не состоялась и подводные лодки остались зимовать в затоне. В следующем году док ушел по назначению, а лодки М-57, М-58, М-59 и М-60 погрузили на железнодорожные транспортеры и отправили в Николаев. М-57, зачисленную вначале в состав ЧФ, затем вновь погрузили на транспортер и отправили на Дальний Восток, где, переименованная 27 октября 1939 г. в М-49, она вошла в состав ТОФ.
Строительство подводных лодок XII серии
Строительный номер | Бортовой номер | Даты | |||
закладки | спуска на воду | подписания приемного акта | зачисления в состав флота | ||
(№ 196 НКОП) | |||||
С.88 | М-87, с 16.06 1939 — М-171 | 10.09.1936 | 10.07.1937 | 11.12.1937 | 25.12.1937 — КБФ |
21.06.1939 — СФ | |||||
01.07.1945 — БФ | |||||
С.89 | М-88, с 16.06 1939 — М-172 | 17.06.1936 | 23.07.1937 | 11.12.1937 | 25.12.1937 — КБФ |
21.06.1939 — СФ | |||||
С.90 | М-89, с 16.06 1939 —М-173 | 27.06.1936 | 09.10.1937 | 22.06.1938 | 22.06.1938 —КБФ |
21.06.1939 — СФ | |||||
С.91 | М-90 | 27.06.1936 | 28.11.1937 | 21.06.1938 | 25.06.1938 — КБФ |
С-9?. | Р-1, с 1947 — М-92 | 05 09 1936 | 04.08.1938 | — | опытная подводная лодка |
С.105 | М-91, с 16 06 1939 —М-174 | 29.05.1937 | 12.10 1937 | 24.10.1938 | 21.06.1938 — КБФ |
21.06.1939 —СФ | |||||
С. 106 | М-92, с 16.06 1939 —М-175 | 29.05.1937 | 12.10.1937 | 29.09.1938 | 21.06.1938 — КБФ21.06.1939 — СФ |
С. 107 | М-93.c 16.06 1939 — М-176 | 29.05.1937 | 12.10.1937 | 11.10.1938 | 21.06.1938 — КБФ |
21.06.1939 — СФ | |||||
С.118 | М-94 | 25.12.1938 | 11.09.1939 | 20.11.1939 | 12.12.1939 —КБФ |
С.119 | М-95 | 25.12.1938 | 11.09.1939 | 20.11.1939 | 12.12.1939 — КБФ |
С. 120 | М-98 | 22.06.1939 | 15.04.1940 | 1007 1940 | 01.08.1940 — КБФ |
С.121 | М-99 | 22.061939 | 15.04.1940 | 03.07.1940 | 28.07 1940 — КБФ |
С. 136 | М-102 | 15.05.1940 | 12.10.1940 | 05.12.1940 | 29.12.1940 —КБФ |
С. 137 | М-103 | 31.05.1940 | 12.10.1940 | 05.12.1940 | 29.12.1940 —КБФ |
(№ 112 НКОП) | |||||
С.247 | М-96 | 26.07 1937 | 20.09.1938 | 10.10.1939 | 12.12.1939 — КБФ |
С. 248 | М-57, с 27.10 1939 —М-49 | 26.07.1937 | 25.01.1939 | 27.07.1939 | 03.08.1939 — ЧФ |
15.11.1939 —ТОФ | |||||
С.249 | М-97 | 26 07 1937 | 20.09 1938 | 10.10.1939 | 12.11.1939 — КБФ |
С-250 | М-59 | 25.10.1937 | 13.06 1939 | 03.06.1940 | 19.06.1940 —ЧФ |
С-251 | М-58 | 25.10.1937 | 28.04.1939 | 20.09.1939 | 10.10.1939 -ЧФ |
С.252 | М-60 | 25.10 1937 | 28.08 1939 | 31.05.1940 | 19.06.1940 — ЧФ |
С.253 | М-62 | 20.01.1938 | 05.10.1939 | 31.07.1940 | 31.08.1940 — ЧФ |
С.254 | М-63, с 31.08-1940 —М-48 | 20.01.1938 | 05.10.1939 | 31.07.1940 | 31.08.1940 — ТОФ |
С. 255 | М-30 | 20.01.1938 | 05.10.1939 | 31.07.1940 | 31.08.1940 —ТОФ |
08.07.1944 — ЧФ | |||||
С.258 | М-31 | 31.08? 938 | 20.02.1940 | 31.10.1940 | 07.11.1940 — ЧФ |
С. 259 | М-32 | 31.08.1938 | 20.02.1940 | 31.10.1940 | 07.11.1940 —ЧФ |
13.01.1943 — КВФ | |||||
30.12.1943 — ЧФ |
Строительство подводных лодок XII серии (продолжение)
Строительный номер | Бортовой номер | Даты | |||
закладки | спуска на воду | подписания приемного акта | зачисления в состав флота | ||
С. 260 | М-33 | 31.08.1938 | 23.06.1940 | 08.12.1940 | 19.01.1941 — ЧФ |
С. 268 | М-34 | 22.02.1939 | 30.06.1940 | 31.12.1940 | 11.01.1941 — ЧФ |
С.269 | М-35 | 22.02.1939 | 20.08.1940 | 31.01.1941 | 24.02.1941 — ЧФ |
С.270 | М-36 | 22.02.1939 | 28.08.1940 | 20.02.1941 | 29.04.1941 — ЧФ |
13.01.1943 — КВФ | |||||
16.10.1943 — ЧФ | |||||
С.275 | М-111 | 25.10.1939 | 31.12.1940 | 03.07.1941 | 05.07.1941 — ЧФ |
С.276 | М-112 | 25.10.1939 | 31.12.1940 | 30.06.1941 | 05.07.1941 — ЧФ |
С.277 | М-113 | 25.10.1939 | 31.12.1940 | 02.07.1941 | 05.07.1941 — ЧФ |
С.287 | М-117 | 20.01.1940 | 26.06.1941 | 30.10.1941 (по другим данным 28.10.1941) | 08.11.1941 —ЧФ |
С.288 | М-118 | 20.01.1940 | 30.06.1941 | 30.10.1941 | 08.11.1941 — ЧФ |
С.289 | М-120 | 20.01.1941 | 29.06.1941 | 28.10.1941 | 08.11.1941 —ЧФ |
16.10.1943 — КВФ | |||||
16.10.1943 — ЧФ | |||||
С.280 | М-114 | 27.11.1939 | 07.05.1941 | 25.10.1941 | 12.11.1941 — ТОФ |
08.07.1944 —ЧФ | |||||
С.281 | М-115 | 25.11.1939 | 07.05.1941 | 20.09.1941 | 01.10.1941 — ТОФ |
08.07.1944 — ЧФ | |||||
С.282 | М-116 | 27.11.1939 | 07.05.1941 | 15.10.1941 | 07.11.1941 — ТОФ |
08.07.1944 — ЧФ | |||||
С.290 | М-121 | 28.05.1940 | 10.08.1941 | 10.04.1942 | 10.04.1942 — КВФ |
17.06.1942 — СФ | |||||
С.291 | М-122 | 28.05.1940 | 01.08.1941 | 31.10.1942 | 25.11.1942 (по другим данным 31.10.1942) — СФ |
С. 292 | М-119 | 28.05.1940 | 20.07.1941 | 22.10.1942 | 16.11.1942— СФ |
08.06.1944 — ЧФ | |||||
С.301 | М-104 | 29.10.1940 | 24.09.1942 (по другим данным — 29.10.1942) | 10.02.1943 | 24.02.1943 — СФ |
06.06.1944 — ЧФ | |||||
С. 302 | М-105 | 05.11.1940 | 01.10.1942 | 20.02.1943 | 17.03.1943 — СФ |
08.06.1944 — ЧФ | |||||
С.ЗОЗ | М-106 | 29.10.1940 | 08.10.19421 | 15.03.1943 | 28.04.1943 — СФ |
С.304 | М-107 | 30.10.1940 | 06.12.1942 | 26.06.1943 (по другим данным — 24.06.1943) | 10.08.1943 — СФ |
06.06.1944 — ЧФ | |||||
С. 305 | М-108 | 30.10.1943 | 13.01.1943 | 20.07.1943 | 24.08.1943 — СФ |
М-57 и М-58 были приняты флотом довольно быстро, а вот сдача остальных подводных лодок затянулась из-за отсутствия у собственной сдаточной базы в Севастополе, по причине чего лодки, для устранения дефектов, приходилось переводить в Николаев. Это приводило к преждевременному износу материальной части, причем ряд требующих замены механизмов приходилось доставлять из Горького. В конечном итоге, М-60-сдавали 9 месяцев, а М-59 – целый год.
В результате, 9 апреля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР издали постановление, согласно которому на приемно-сдаточные испытания малых подводных лодок отводился 1 месяц. Нарушение срока в сторону увеличения расценивалось как вредительство.
Срок перевода в Кронштадт М-30, М-62 и М-63 совпал с началом советско- финской войны и лодки остались зимовать на заводе N 196. С открытием навигации 1940 г. завершились их швартовные испытания. После подписания приемных актов «малютки» погрузили, в гавани , на железнодорожные транспортеры и отправили: М-30 и М-63 – на Дальний Восток, а М-62 – на Черное море. Лодки сопровождали их строители: Н.А.Третьяков (М-30 и М-63) и В.А.Колотилыциков (М-62).
Погружение с хода
Накопив достаточный опыт и освоив производство торпедных аппаратов, завод смог в последнем предвоенном году выйти на уровень строительства 10-11 подводных лодок в год. В течение 1940 – 1941 гг. в состав Черноморского флота вошли М-31, М-32, М-33, М-34, М-35 и М-36, которые стали последними лодками XII серии предвоенной постройки. К началу Великой Отечественной Войны флот получил от промышленности 28 подводных лодок, без учета опытной Р-1, в стадии достройки на флотах находилось 9 лодок, в Горьком строилось 8 лодок XII серии.
Если во время испытаний первых лодок постройки завода № 196 XII серии их конструкция признавалась удачной, то позднее представители ВМФ изменили свое мнение на прямо противоположное, что вызвало протест со стороны народного комиссара судостроительной промышленности И.В.Тевосяна. 15 марта 1940 г. председатель Постоянно действующей комиссии по приемке кораблей и судов в Ленинграде капитан 1 ранга М.М.Долинин в своем письме наркому ВМФ адмиралу Н.Г.Кузнецову отмечал, что, несмотря на увеличение водоизмещения, лодки имели тот же состав вооружения и одновальную энергетическую установку, что и их предшественницы. По мнению М.М.Долинина, тактико-технические элементы малых подводных лодок можно было значительно улучшить, увеличив их водоизмещение на 30-40 т.
Погрузка торпед
Мнение председателя комиссии отражало точку зрения руководства ВМФ, поскольку еще 23 июня 1939 г. Государственный Комитет Обороны (ГКО) утвердил эскизный проект № 96 малой подводной лодки, разработанный в ЦКБ-18 под руководством инженера Ф.Ф.Полушкина. Взяв за основу проект XII серии, конструктор предложил разместить цистерны главного балласта в бортовых булях, демонтируемых при транспортировке. Такое решение позволило установить на лодку двухвальную энергетическую установку и разместить в носовой части четыре торпедных аппарата. 31 марта 1940 г. на заводе № 196 заложили головную лодку С. 122 (с 25 сентября – М-200) XV серии. Закладка новых лодок XII серии не предусматривалась, вводу в строй подлежали только достраивающиеся подводные лодки.
На 22 июня 1941 г. в постройке на заводе № 112 находились 8 подводных лодок XII серии, из них 3 (М-119, М-121, М-122) были готовы к спуску на воду, а остальные находились на достроечной площадке с установленными главными механизмами. Война внесла свои коррективы: постановлением ГКО завод с 1 июля 1941 г. переводился на выпуск танков Т-34. Следующее постановление ГКО от 4 июля 1941 г. предписывало подводные лодки, имеющие высокую степень готовности, направить для достройки в Баку, а остальные – законсервировать. В конце октября 1941 г. М-121, спешно спущенная на воду, ушла своим ходом в Астрахань, М-119 из-за ледостава зазимовала в г.Камышин, я М-120 вернулась в затон завода.
Подводная лодка XII серии: а – общее расположение серийной лодки, б – продольный разрез подводной лодки Р-1; 1 – баллер вертикального руля; 2,19 – проницаемые оконечности; 3 – упорный подшипник; 4 – гребной электромотор; 5 – глушитель; 6 – дизель 38-КРН-8; 7 – труба вентиляции; 8, 15 -жилые помещения экипажа; 9 – ограждение рубки; 10 – прочная рубка; 11 – перископ; 12 – ходовой мостик; 13 – центральный пост; 14 – 45-мм артиллерийская установка 21-К; 16 – спасательный буй; 17 -антенна гидроакустической станции; 18-торпедный аппарат; 20 – волнорезные щиты;, 21, 28 – горизонтальные рули; 22, 27 – ограждения горизонтальных рулей; 23 – компрессор; 24 – койка; 25 -поршневой насос; 26 – шахта перископа; 29 – кормовой люк; 30 – генератор, 35 – газовыхлопная труба; 32 – глушитель; 33 – компрессор высокого давления; 34 – кислородная цистерна; 35 – 7,62-мм пулемет; 36 – испарители для кислорода
Так как к осени 1941 г. ленинградские заводы оказались в блокаде, а николаевские были захвачены противником, директор завода № 112, согласно решения ГКО, подписал 9 января 1942 г. приказ об организации судостроительного отдела, который возглавил опытный инженер-кораблестроитель М.И.Лернер. Вновь пришлось формировать производственную базу и возвратить из танкосборочных цехов специалистов-судостроителей. К счастью, завод располагал большим заделом механизмов и материалов, что было немаловажным в условиях потери связей с контрагентами. Работы начались с замены на М-119 дизеля, вышедшего из строя по вине личного состава во время зимовки. В апреле закончили достройку М-121, которая в мае ушла по речному маршруту Волга – Шексна – Сухона – Северная Двина в Молотовск (ныне – Северодвинск) для проведения в Белом море ходовых испытаний. Вслед за ней отправилась своим ходом достроенная в Баку М-122. Почти одновременно, по железной дороге в Молотовск доставили отремонтированную М-119. 17 июля 1942 г. ГКО принял решение передать М-119, М-121 и М-122 Северному флоту. М-121 благополучно перешла в Кольский залив, плавание же М-119 и М-122 протекало в чрезвычайно тяжелых штормовых условиях. Сопровождающий тральщик Т-105 волны выбросили на берег острова Данилова, но «малютки», выдержав все испытания, прибыли в поселок Роста вблизи Мурманска, где находилась сдаточная база завода № 112, возглавляемая инженером А.М.Лепеховым. Осенью 1942 г. в Молотовск по железной дороге доставили М-104, М-105, М-106, в декабре-январе тем же способом – М-107 и М-108. Эти пять лодок, как и предыдущие, передавались Северному флоту. Их достройка на заводе № 402 (в настоящее время – ПО «Северное машиностроительное предприятие») и испытания продолжались до конца лета 1943 г. 24 августа 1943 г. был подписан приемный акт подводной лодки М-108 – последней из XII серии, вошедшей в состав ВМФ.
Подводная лодка XII серии. Сечение по 12 шп. (см. в корму): 1 – торпедный аппарат; 2 – ниша якоря; 3 – якорь Холла; 4 – шкив якорного каната; 5 – обшивка надстройки; 6 – проницаемая часть надстройки; 7 – усиленные кницы; 8- прочный корпус
Подводная лодка XII серии. Сечение по 40 шп. (см. в корму): 1 -коробчатый киль; 2 – бортовые цистерны; 3 – шахта перископа; 4 – сальник перископа; 5 -перископ; 6 – лебедка перископа Как известно, в годы воины широко практиковался сбор средств у населения для финансирования производства вооружения. Ведущая роль в этой кампании принадлежала ВЛКСМ. Поэтому последним «малюткам», за исключением М-108, помимо бортовых номеров, приказом наркома ВМФ адмирала Н.Г.Кузнецова присвоили наименования: М-104 – «Ярославский комсомолец», М-105 – «Челябинский комсомолец», М-106-«Ленинский комсомол» и М-107 – «Новосибирский комсомолец».
Подводная лодка XII серии. Сечение по 56 шп. (см. в корму): 1 – дизель 38-КРН-8; 2 – компрессор ВВД; 3 – глушитель; 4 – баллон ВВД
Распределение подводных лодок XII серии по флотам на 22 июня 1941 года | ||
Флот | В строю | В достройке |
КБФ | М-90, М-94, М-95, М-96, М-97, М-98, М-99, М-102, М-103 | — |
ЧФ | М-31, М-32, М-33, М-34, М-35, М-36, М-58, М-59, М-62 | М-111, М-112, М-113, М-117, М-118, М-120 |
СФ | М-171, М-172, М-173, М-174, М-175, М-176 | — |
ТОФ | М-30, М-47, М-49 | М-114, М-115, М-116 |
Подводные лодки М-104, М-107, М-108, М-119, М-121, М-122 находились в различной степени готовности на заводе № 112 (г. Горький)
Подводная лодка XII серии. Сечение по 83 шп. (см. в корму): 1 – ограждение вертикального руля; 2 – ограждение кормового горизонтального руля; 3 – ось гребного вала; 4 – проницаемая кормовая оконечность
Схема
Перевозка лодки
Существует три распространенных варианта перевозки:
- Автомобильным прицепом
- На крыше машины
- В разобранном виде складывается в багажное отделение авто
Судно, погруженное на верхний багажник авто, переносит любое расстояние хорошо. Скорость езды значения не имеет, материал изготовления прочен, не боится механических повреждений и царапин. Судно имеет преимущество перед надувными резиновыми аналогами в случае необходимости использования в густом камыше либо на берегу с острой галькой, так как на корпус судна это не отразится. Алюминиевый корпус не подвергаются абразивному стиранию, чего нельзя сказать о днище стеклопластиковых конструкций, которые быстро стираются и являются более хрупкими при траспортировке. Данный тип плавсредств используется туристами (смешанный отдых, суша и вода) в качестве переносного переправочного средства. Интерес такого путешествия заключается в осмотре водоемов, водные дороги к которым отсутствуют либо занимают длительное время.
Непотопляемость
Пенопластовая плита пристегивается резиновым ремнем к днищу и служит сидением, которое выполняет функцию непотопляемости. Пенопластового блока хватает что бы удержать корпус залитый водой от погружения на дно. Затопление возможно волной, а также при изменении положения внутри со стороны в сторону и даже при резких движениях. Пенопластовый блок ПС — 4 (два блока у второй моедели) выполняет те же функции. У «Малютки — 3» предусмотрена более высокая пенопластовая банка-сиденье, закрытая чехлом из кожзаменителя, которая пристегивается ремнем к средней секции лодки.
Обеспечение улучшения функций непотопляемости происходит за счет утолщения и удлинения слоя пенопласта. В случае аварийной плавучести, лодочка сможет выдержать не только себя на воде, но и пассажира который будет держатся за нее как за блок плавучести.
Применение лодки «Малютка»
На волне
Судно используется на расстоянии 300 метров от береговой линии, переносимая волна:
- 0, 2 метра для первой модели
- 0, 25 метров — для второй модели
- 0, 3 метра — для третьей модели
Ветреная погода – ее враг, выходить на открытые водоемы в ветреную погоду запрещено в целях безопасности. Даже средняя встречная волна – серьезная помеха плаванию (таковы обводы корпуса).
Преодолевать волнение воды лучше под небольшим углом, избегая сильного раскачивания. Можно сместить центр тяжести, немного опустив корму и приподняв переднюю часть. Черпак, входящий в комплектацию конструкции, поможет решить проблему заливания воды внутрь, если сильный ветер и волна способствуют этому.